С 1 сентября 2023 года вступает в силу новый порядок аттестации педагогических работников.
Задачи проведения аттестации - стимулировать рост мастерства педагогов и обеспечить их социальную защищенность на рынке труда.
Главная цель — мотивировать учителей на профессиональный рост и сохранить качество образования. Кроме того, Минпросвещения выделяет несколько более узких задач:
- стимулировать непрерывное повышение уровня квалификации педагогов,
- выявить у работников необходимость в дополнительном образовании,
- повысить эффективность и качество педагогической деятельности,
- развить наставничество и методическую помощь.
Сам процесс представляет собой заседание комиссии. На основе заранее собранной информации о работе педагога члены комиссии принимают решение об аттестации.
На соответствие занимаемой должности обязательно аттестуют весь педсостав. Аттестация на первую и высшую категорию проводится по инициативе сотрудника и подтверждает его профессиональный уровень.
Кроме того, с 1 сентября 2023 года вводятся новые квалификационные категории «педагог-методист» и «педагог-наставник». Благодаря этому школы получат системный инструмент для повышения качества образования. Это должно улучшить закрепляемость молодых кадров, а для опытных учителей стать стимулом к активной методической работе и обмену опытом.
Как проходит аттестация педагогических работников
Условно процедуру можно разделить на три этапа. Первый — подготовительный. Если речь идет об аттестации на соответствие, на этом этапе в ОО создается комиссия.
- Для проведения аттестации на категорию комиссию формируют согласно порядку, утвержденному субъектом РФ.
Работодатель составляет представление о каждом сотруднике, который будет подлежать аттестации на соответствие. В документе собрана информация о педагоге и его профессиональной деятельности. Руководитель должен ознакомить педагога с представлением минимум за 30 дней до аттестации.
- Для проведения аттестации на категорию представление не составляют.
Второй этап — заседание комиссии. На нем учитель может дополнительно рассказать о своей работе и достижениях и ответить на дополнительные вопросы комиссии.
Третий этап — объявление результатов. Открытым голосованием члены комиссии решают, соответствует ли педагог занимаемой должности или новой квалификационной категории.
После присвоения категории соответствующие сведения вписываются в трудовую книжку.
Новые правила аттестации учителей с 1 сентября 2023 года
Новый Порядок аттестации регламентируется приказом Министерства просвещения России № 196 от 24.03.2023 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников». Он вступает в силу с 1 сентября 2023 года.
Порядок регулирует проведение аттестации в случаях, когда необходимо:
- подтвердить соответствие работника должности,
- присвоить первую и высшую категорию,
- установить категорию «педагог-методист» и «педагог-наставник».
Новые категории, по задумке Минпросвещения, должны решить проблему методической и наставнической работы в школе. Дело в том, что учителя и до 2023 года зачастую выполняли эти важные функции, но не имели при этом никакого официального статуса. Введение новых категорий должно регламентировать оплату труда и повысить мотивацию педагогов к горизонтальному карьерному росту.
Аттестация на соответствие занимаемой должности
Новый Порядок уточняет состав аттестационной комиссии. Теперь в нее должны входить 5 человек. И если раньше отсутствие в комиссии руководителя организации было рекомендацией, то теперь это обязательное правило. Еще одно требование: в комиссию должны входить представитель профсоюза и специалисты. Это обеспечит всесторонний анализ деятельности учителя и ее объективную оценку.
Группы лиц, которые не проходят аттестацию на соответствие:
- учителя, которые имеют первую или высшую категории;
- молодые специалисты, которые работают в ОО менее 2 лет;
- беременные и находящиеся в отпуске по беременности и родам, в декрете;
- преподаватели, которые из-за болезни отсутствовали на рабочем месте дольше 4 месяцев.
Аттестация на соответствие по-прежнему проводится 1 раз в 5 лет.
Аттестация на первую и высшую категории
Первое изменение также касается состава аттестационной комиссии. Теперь в нее входит 7 человек, в том числе представитель профсоюза и специалисты.
Второе изменение заключается в новых способах подачи заявления. Теперь это можно сделать по электронной почте либо отправить почтой РФ «аналоговое» письмо с уведомлением. Кроме того, подать заявление можно через портал «Госуслуги».
Если сотруднику уже присвоена первая категория, срок подачи заявления на высшую категорию не ограничен. В случае, если комиссия откажет ему в присвоении высшей категории, работник сохраняет первую категорию. Подать новое заявление на повышение можно будет через год.Обновлен и перечень сведений, которые преподаватель должен заполнить в заявлении:
- уровень образования (квалификации),
- результаты профессиональной деятельности,
- имеющиеся квалификационные категории,
- должность, по которой будет проходить аттестация.
Главное изменение — из Порядка исключен срок действия категории 5 лет. Это значит, что первая и высшая категории, присвоенные с 1 сентября 2023 года, будут бессрочными.
- Квалификационные категории, присвоенные до вступления в силу нового Порядка, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены.
Основания для присвоения первой и высшей категорий остались прежними.
Аттестация на квалификационные категории «педагог-методист» и «педагог-наставник»
Цель аттестации на эти категории — выявить и использовать потенциальные возможности учителей в методической помощи и наставнической деятельности.
У процедуры есть ряд особенностей:
- Аттестацию инициирует педагог.
- К процедуре допускаются только педагоги с высшей категорией.
- Категорию устанавливают при условии, что педагог выполняет дополнительные функции, касающиеся методработы или наставничества.
- Работодатель должен представить в комиссию ходатайство с описанием методической или наставнической деятельности педагога.
Присвоение одной из этих категорий предполагает, что педагог будет выполнять в образовательной организации дополнительные обязанности, связанные с методической работой или наставничеством. Сроки действия категорий в Порядке не указаны.
В новом Порядке четко сказано, что наличие категорий является основанием для дифференциации оплаты труда. А это значит, что за дополнительные обязанности педагоги смогут получать и дополнительную оплату.
Категория Основание для присвоения Педагог-методист Руководит методобъединением, активно участвует в методической работе школы Руководит разработкой программно-методического сопровождения, в том числе для реализации инновационных образовательных программ и проектов Оказывает коллегам методическую поддержку при подготовке к профессиональным конкурсам и помогает им в профессиональном развитии Передает опыт по использованию авторских учебных и учебно-методических разработок Педагог-наставник Руководит практической подготовкой студентов по образовательным программам СПО, ВО Является наставником педработников образовательной организации, активно сопровождает их профессиональное развитие Содействует подготовке коллег, в том числе молодых специалистов, к участию в конкурсах профессионального (педагогического) мастерства Распространяет авторские подходы и методические разработки в области наставничества